ГЛАВНАЯ ПЛАТА КОПИРА. ТИПОВЫЕ ПРОСТЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ИХ УСТРАНЕНИЕ.
Главное, что Вы должны помнить, если предполагаете, что причина неисправности кроется в главной плате - это то, что в подобном предположении существует большая вероятность ошибки! Даже если вы уверены, что проблема в главной плате, не исключено, что Вы все равно ошибаетесь. Дело в том, что главная плата почти никогда не выходит из строя. Несмотря на это, часто приходится сталкиваться с подобным неверным диагнозом. На самом деле, то, что-похоже на проблему с главной платой, может произойти из-за переключателя, датчика, пружинной муфты, обломанного провода, плохого соединения и т.д. Во многих случаях замена главной платы действительно решает проблему, но почему это происходит? Возможно, проблема (например, код ошибки) просто была зафиксирована главной платой. В этом случае правильным решением будет не замена платы, а сброс кода ошибки или повторная инициализация машины. В некоторых случаях причиной неправильной работы платы могут быть низкое напряжение батареи, бросок напряжения в электросети, потеря памяти, плохое заземление, статическое электричество или что-то еще. Когда это случается, мы обычно не знаем, в чем именно проблема, и поэтому говорим, что все произошло из-за проблем в главной плате.
Рекомендуемые методы устранения неисправностей (которые нередко оказывались очень действенными).
1. Уточните, имеется ли возможность осуществить процедуру сброса. Очень вероятно, что это решит проблему. Иногда подобная процедура описана как «инициализация» на рабочей панели машины. Иногда на плате имеются контрольные точки или штыри, которые нужно замкнуть.
2. Отключите все разъемы от главной платы при отключенной машине и вынутой из сети вилке питания. Подождите около 30 секунд, подсоедините все на место и проверьте работу машины.
3. Выньте вилку из розетки и замкните контакты металлическим инструментом. Необходимо замкнуть все три контакта. Сначала сделайте это, когда выключатель питания находится во включенном положении, а затем - когда он находится в выключенном положении. Помните, что машина должна быть отключена от электросети. Если машина подключается к электросети через фильтр или другое устройство, его также необходимо отсоединить.
4. Если ничего не помогает, и вы уже практически уверены, что главную плату придется менять, можете предварительно попробовать еще одно средство устранить вкравшуюся ошибку. Правда, предупреждаем: если оно сработает, то Вам прибавится работы по повторной настройке машины, хотя у Вас появится шанс сэкономить деньги и не приобретать новую главную плату, которая стоит очень дорого.
Найдите батарейку, которая обычно установлена на главной плате. Выньте вилку электропитания из розетки. Замкните два полюса батарейки и держите замкнутыми 5... 10 секунд. В результате ваших действий все, что было запрограммировано на главной плате, будет стерто, в том числе и код искомой ошибки. Однако, при этом также будут потеряны многие настройки. Например, если машина хранит счетчик периодического техобслуживания, общее количество копий и т.д., все это будет стерто. Также могут измениться регулировка регистрации, калибровка тонера, скорость сканирования. Если Вам повезет, то эти настройки вернутся к заводским установкам, но они могут измениться и случайным образом. Кроме того, если заводской установкой является дюймовая система, а Вы используете метрическую, то лампа засветки в последующем может включаться в неподходящие моменты, приводя к засветке участка копии с изображением. Полагаю, что могут быть и более серьезные проблемы. Поэтому хорошо подумайте прежде, чем использовать этот метод.
Если Вы сделали описанный выше сброс, и машина работает (возможно потому, что вы решили попутно настоящую проблему), попробуйте осторожно поработать на разных режимах. Вам нужно убедиться в правильности команд, которые выдает главная плата. Вот некоторые вещи, которые могут происходить в результате нового «инициирования», проведенного вышеописанным образом:
- подача бумаги в неподходящее время;
- нарушение регулировки экспонирования;
- изменение напряжение смещения;
- некорректный выбор цвета;
- сбой с метрической системы на дюймовую и наоборот;
- неверный выбор кассеты или масштабирования;
- неправильный подсчет количества копий;
- избыток или недостаток тонера; неточная регулировка регистрации;
- неправильный размер поля по переднему краю.
5. Если вы испробовали все вышеперечисленное, дважды все перепроверили, и все еще уверены, что вам нужна новая плата - поменяйте ее. Но сделайте предварительный подсчет. Сколько стоит новая плата? Если около 50 долларов, то это еще приемлемо. Но в некоторых машинах стоимость платы может доходить до 500 долларов. Время на ее доставку может занимать от четырех дней до трех недель, а машина при этом будет простаивать. Подумайте, быть может, у вас есть еще заказчик с подобной машиной. Объясните ему ситуацию и дипломатично попросите разрешить проверить снятую плату на его машине. Не исключено, что на другой машине плата заработает, а значит, она исправна и проблемы совершенно в ином. Тогда Вы сможете сэкономить деньги первого заказчика, не истратив их на покупку новой платы. Безусловно, ситуации, когда проблема именно в главной плате, не исключены, но все же очень маловероятны, и Вы не можете до конца быть уверены в ее неисправности, пока не отремонтируете поломанную машину.
Как проверить исправность главной платы.
Чтобы проверить плату, надо иметь электрическую схему и уметь ее читать. В некоторых платах, даже при наличии схемы, неисправность вычислить практически невозможно. Это платы с пленочной технологией изготовления. Микросхемы и другие компоненты монтируются так, что Вам никак не удастся измерить напряжение или сосчитать количество ножек. Такие платы нужно ремонтировать на специальных автоматизированных промышленных установках. Иногда при изготовлении платы руки мастера ее даже не касаются. Кроме того, сигналы имеют сложную форму и различную частоту. Так что измерение их напряжения мало что даст. Разные сигналы могут проходить через одни и те же соединения в разное время для разных целей. Тут нужен осциллограф и более подробное описание, которого нет в электрической схеме. Кроме того, импульс может посылаться на контакт в определенный момент, который также невозможно вычислить с помощью обычной аппаратуры.
Предположим, что неисправность состоит в том, что не подается бумага. Вы проверили все компоненты в узле подачи. Пружина на муфте подачи в хорошем состоянии, а вот соленоид не срабатывает, хотя его и не заклинило. Впрочем, если Вы вручную приводите в действие соленоид, привод срабатывает. Но Вы обнаружили, что на всех контактах соленоида относительно корпуса все время присутствует напряжение 24 В. Это говорит о том, что сигнал (заземление) на соленоид не поступает. Прежде, чем обратиться к главной плате, проверьте провода, идущие к соленоиду. Вы можете воспользоваться электрической схемой или отследить состояние проводов глазами и пальцами. Иногда покачивание контактов, их очистка или передергивание может решить проблему. Наконец, если уже совсем ничего не помогает, переходите к главной плате. Найдите контакт, с которого поступает сигнал. Подключите отрицательный провод Вашего вольтметра к корпусу машины и положительный к контакту разъема. Разъем в это время должен оставаться подсоединенным, потому что другие сигналы идут через другие контакты разъема и, если его отсоединить, машина не будет работать. Кроме того, в некоторых случаях машина может выйти из строя, если на ней работать при отключенном разъеме. Теперь запустите машину и посмотрите, что покажет Ваш прибор. Возможно, он покажет 24 В и падение напряжения до нуля при поступлении сигнала подачи бумаги. Падение напряжения может произойти только на долю секунды, так что вольтметр может не успеть его измерить. Но изменение напряжения он все же покажет. В этом случае будьте уверены, что главная плата исправна, скорее всего проблема находится между платой и соленоидом. И только если напряжение не меняется, Вы можете согласиться с тем, что главная плата неисправна.
Но даже теперь, перед тем как принять решение сделайте следующее: проверьте еще раз, тот ли контакт вы замеряли. Если хотите убедиться точнее, найдите узел, который точно работает (например, лампу экспонирования). Найдите контакт, который ею управляет, и сделайте такую же проверку. Если показания вольтметра прыгают, значит Вы производите измерения правильно. Если показания вольтметра не меняются, Вы делаете что-то неверно. После того, как Вы убедились, что делаете все безошибочно, и с контакта действительно не поступает сигнал подачи бумаги, попробуйте следующее. Очень осторожно, используя провод с наконечниками от вольтметра, замкните сигнальный контакт на корпус. Если на плате имеется контакт с обозначением заземления, можно использовать его. Если нет, используйте корпус машины. Замкните контакт только на долю секунды и внимательно прислушайтесь к тому, как поведет себя тестируемый компонент. Если он щелкнет или дернется, то Вы будете знать точно, что провод от платы до компонента в порядке и, видимо, сам компонент тоже в порядке. Теперь Вы еще более уверились в том, что плата неисправна.
Если Вы хотите сделать еще один шаг вперед, посмотрите на электрическую схему, найдите микросхему, с которой должен поступать сигнал, и найдите нужную ножку. Подключите вольтметр между ножкой и заземлением. Нажмите кнопку "Старт". Если вольтметр показывает какое-то изменение, значит, в этой точке есть сигнал. Возможно, напряжение меняется с 5 до 10 В. Возможно, с 6 В до нуля. Но, главное, изменение напряжения говорит о наличии сигнала.
Вероятно, больше плат было выведено из строя сервисными инженерами, чем самими машинами. Подобная работа может принести больше проблем, чем пользы. Например, если Вы случайно замкнете на землю питание 24 В, будет выведен из строя источник напряжения. Если повезет, то просто сгорит предохранитель. Сервисные инженеры часто трогают не то, что нужно, когда начинают так подробно копаться в машине. Неисправности, возникающие случайно или связанные с синхронизацией, практически невозможно вычислить таким способом. И все таки, если Вы предполагаете, что проблема в главной плате, то очень вероятно, что Вы ошибаетесь.