Диагностика и восстановление работоспособности системного блока
с платой ABIT-IS7.
Недостаточная
квалификация обслуживающего персонала как правило приводит к значительно
большим потерям, чем недостаточная квалификация пользователей. Обслуживающий
персонал, при ремонте имеет доступ к дорогостоящим ресурсам, и при
недостаточной квалификации (неосторожными действиями или по незнанию) может
внести неисправность, для исправления которой потребуется длительное время и
значительные материальные затраты, или возможно будут потеряны важные данные.
Благодаря глубоким
знаниям и профессиональным навыкам обслуживающего персонала резко повышается
эффективность (и безопасность) его действий при обслуживании, ремонте и
модернизации оборудования, значительно снижаются затраты на эксплуатацию и
ремонт компьютерной техники, сводятся к минимуму проблемы и простои.
Непродуманные, поспешные действия специалиста могут нанести ремонтируемому
устройству неизмеримо больший вред, после чего для восстановления
работоспособности этого устройства потребуется на порядок больше средств и
времени, или вообще придется отказаться от его восстановления по экономическим
соображениям. В данной статье рассмотрен реальный случай влияния
"человеческого фактора" при выполнении работ с системным блоком ПК.
Со слов клиента стало известно, что при "модернизации" системного блока была внесена неисправность после чего компьютер перестал включаться. Во время проведения работ снимали и заново установили компоненты внутри системного блока и соединительные кабели.
По запаху горелой изоляции трансформатора можно было предположить, что "сгорел" блок питания, поэтому решили сначала произвести осмотр с частичной разборкой системного блока. Сняв боковую крышку мы увидели значительное количество пыли. Охлаждающая система процессора и северного моста оказались сильно загрязнены, модули оперативной памяти системной платы ABIT-IS7 тоже были в пыли.
Для продолжения работ по диагностике системного блока
потребовался пылесос для очистки элементов системного блока от пыли. После
проведения чистки и осмотра соединений кабе лей и проводов лицевой панели было
обнаружено следующее состояние соединений, которое не совсем соответствовало
электрической схеме соединений (см. ниже):
- гибкий
диск не подключен к контроллеру, но разъем от блока питания подсоединен;
-
интерфейсный кабель гибкого диска отсутствует в системном блоке;
- жесткий
диск ST3250824A подключен правильно (красный провод интерфейсного кабеля
находится ближе к разъему питания);
- привод
CD не подключен ни к блоку питания, ни к интерфейсу;
- привод
DVD подключен к блоку питания, но интерфейсный кабель подключен неправильно,
(первый контакт интерфейсного кабеля (красный провод) должен быть со стороны
разъема питания);
-
передняя панель с кнопками, индикаторами и спикер системной платы ABIT-IS7
подключены неправильно (кнопка включения питания подсоединена на место
"RSТ", кнопка RESET подключена на место SLED, а место PWB подключения
кнопки включения питания было не задействовано, поэтому блок питания не
включался при нажатии кнопки включения питания на лицевой панели системного
блока).
Восстановили правильные соединения кабелей и проводов и приступили к исследованию блока питания. Отвинтив винты, крепящие блок питания модели LPQ2 300W к системному блоку, извлекли из него блок питания. Развинтив винты, крепящие крышку блока питания, произвели осмотр и очистку блока питания от пыли. Внутренние элементы блока питания не имели явных повреждений. Пропаяли подозрительные места на его монтажной плате. Произвели сборку блока питания и проверили его без нагрузки, для чего соединили контакт 14 разъема с "землей" (например, с контактом 13). Подключили к блоку питания напряжение 220 вольт и проверили наличие сигнала POWER GOOD на контакте 8. Мультиметр показал напряжение 5 вольт, т. е. сигнал активен. Замеренные напряжения 3,3v, 5v, 12v были в норме. Нагрева и запаха горелой изоляции от блока питания не было обнаружено.
Провели очистку от пыли остальных устройств системного блока. Проверили состояние устройств по нагрузочным сопротивлениям на разъеме АТХ, АТ-12 на наличие короткого замыкания (см. табл. 1).
Таблица 1
Замеры
показали отсутствие короткого замыкания в цепях питания устройств. Установили
блок питания на место. Произвели включение блока питания, предварительно
подсоединив к системному блоку клавиатуру, мышь и монитор. Операционная система
загрузилась нормально. Проверили привод DVD, используя диски CD и DVD. Диски CD
читались нормально, а диски DVD не читались. Очевидно неправильные соединения
интерфейсного разъема, произведенные пользователем повлекли за собой ряд
повреждений электрической схемы устройства привода DVD.
Как выяснилось, неправильные соединения разъема PANEL привели к замыканию (при подключении к блоку питания 220 вольт вырабатывается напряжение 5 вольт, которое питает часть устройств на системной плате) и срабатыванию системы защиты блока питания, что вызвало частичный нагрев элементов блока питания и появлению запаха, что было обнаружено в начале диагностики. Небрежные действия пользователя могли привести и к значительно худшему результату, но в этом случае все обошлось.