Шаговые двигатели являются одними из самых распространенных типов двигателей в приборах самого широкого применения. Эти двигатели можно встретить во всех типах принтеров, в факсах, сканерах, дисках, кассовых аппаратах и это перечисление можно продолжить.
Разговор о шаговых двигателях начнем с рассмотрения режимов работы этих двигателей. Во-первых, стоит отметить, что в технике, особенно в устройствах, перечисленных выше, наибольшее применение нашли четырехфазные двигатели. Такие двигатели могут иметь разное количество обмоток возбуждения на статоре (2, 4, 8, 12) намотанные самым различным образом, но все эти обмотки соединяются в две или четыре фазы. Поэтому, с точки зрения проверки двигателя, мы должны "прозвонить" две или четыре обмотки.
Сопротивления фаз двигателя составляет обычно от нескольких Ом до нескольких десятков Ом. В подавляющем большинстве случаев эквивалентную схему обмоток двигателя можно представить тремя способами.
Первый способ заключается в том, что все четыре фазы имеют общую точку в которую, обычно, подается питающее напряжение, а переключение фаз осуществляется ключевыми транзисторами, которые при замыкании обеспечивают протекание тока на "корпус" (рис. 1).
Рис. 1.
Второй способ подразумевает парное соединение фаз, т.е. каждые две фазы имеют общую точку и не связаны с другими двумя фазами (рис.2).
Рис. 2.
Третий способ заключается в парном включении двух фаз, причем они включаются параллельно (рис. 3). В этом случае при "прозвонке" можно определить, фактически, только две фазы.
Рис. 3.
Фазы различаются направлением протекающего тока возбуждения. Если в первых двух случаях ток через фазы протекал только в одном направлении, то в последнем варианте ток будет уже двунаправленным. При управлении двигателем можно различить три основных режима:
- режим волнового управления (Wave Drive);
- режим полного шага (Full Step);
- режим полушага (Half Step).
Первый из перечисленных режимов используется крайне редко для управления двигателями в устройствах оргтехники, несмотря на свою простоту. Чаще всего применяются второй и третий способ, позволяющие более точно управлять двигателем. Эти способы характеризуются тем, что для совершения шага необходимо обеспечивать протекание тока возбуждения одновременно через две фазы. Протекание тока через одну фазу приводит к тому, что ротор стоит и находится в режиме удержания.
Скорость вращения двигателя определяется частотой переключения управляющих транзисторов, т.е. частотой сигналов от схемы управления двигателем (драйвера двигателя). Кроме того, скорость двигателя в определенной степени зависит от значения тока возбуждения обмоток, т.е. от уровня питающего напряжения. Направление вращения ротора задается порядком формирования управляющих импульсов. Ротор может вращаться в любом направлении. Например, если обмотки подключать в таком порядке: W1+W2, W2+W3, W3+W4, W4+W1 и т.д., то ротор будет вращаться по часовой стрелке, я если в порядке: W1+W4, W4+W3, W3+W2, W2+W1 и т.д., то ротор вращается против часовой стрелки.