Алгоритм - Учебный центр

Версия сайта для слабовидящих
Заполните форму ниже! Мы вам перезвоним!

Нажав на кнопку "Отправить", Я даю своё согласие на автоматизированную обработку указанной информации, распространяющейся на осуществление всех действий с ней, включая сбор, передачу по сетям связи общего назначения, накопление, хранение, обновление, изменение, использование, обезличивание, блокирование, уничтожение и обработку посредством внесения в электронную базу данных, систематизации, включения в списки и отчетные формы.


«Философия» ремонта компьютерной техники.

"Философия" ремонта компьютерной техники.

Фактический ремонт, состоящий в замене микросхемы, устранении короткого замыкания или в восстановлении разрыва проводника, оказывается самой простой частью работы по устранению неисправности компьютера. Главная трудность - поиск причины неисправности, так как для этого требуется понимание работы компьютера.

Рынок персональных компьютеров продолжает расширяться. Компьютерная индустрия стала самым крупным бизнесом в мире. Несмотря на все достоинства новых компьютеров, их ремонт оказался намного сложнее, чем ремонт компьютеров предыдущего поколения. Появилось много новых типов корпусов микросхем, в том числе рассчитанных на поверхностный монтаж, применяются новые сверхбыстродействующие процессоры. Появилось множество новых чипсетов, с очень высокой степенью интеграции схем в кристалле, повысилась частота синхронизации, возросла емкость и быстродействие памяти. Появилось множество разного назначения и производительности интерфейсов и т. д. Но для ремонта оборудования, будь оно новое или старое, инженеру не обязательно всегда подробно знать, как оно работает, если подходить к этому вопросу с общетехнической стороны. Не секрет, что часто ремонт не требует досконального знания устройства, подробностей его функционирования, программирования и т. д., но несомненно, очень полезно знать о компьютерах как можно больше, и не менее важно разбираться в цифровой и аналоговой электронике. Цифровая электроника совсем не похожа на аналоговую электронику, отказы цифровых схем порождают новый и необычный круг проблем.

Таким образом, можно сказать, что существуют два типа ремонта компьютера. Один из них требует, чтобы Вы понимали общие принципы работы компьютера, тогда вы сможете проанализировать симптомы и найти неисправную секцию компьютера. Ремонт второго типа требует, чтобы Вы досконально знали схему компьютера и, зная принципы его работы, нашли причину неисправности. Вы должны уметь читать схемы и рекомендации по обслуживанию. Вы должны уметь пользоваться такими контрольно-измерительными приборами, как пробник, вольтметр и осциллограф. Простые и сложные ремонты на практике встречаются примерно одинаково часто.

К простым вида ремонта обычно относят такие виды ремонтных работ, которые можно выполнить, не зная, как работает компьютер. Некоторые неисправности требуют простой регулировки или профилактического обслуживания и устраняются довольно быстро. Но иногда неисправность скрыта в микроэлектронике; примерами могут служить замыкание или разрыв транзисторов и соединений, или их нагрев. Такие неисправности возникают в закрытых, герметизированных компонентах и обычно совершенно невидимы.

Когда вы беретесь за поиск неисправности и ремонт компьютера, неисправность уже возникла, компьютер не работает, а вашей задачей является восстановление работоспособности компьютера путем нахождения и устранения неисправности. Любой поиск неисправности (в любого рода устройствах) предполагает, что специалист уже знает, как должно правильно функционировать устройство. Путем изучения функционирования неисправного устройства, и сравнения, определяет отличия от нормальной работы и, таким образом, получает проявление неисправности. Далее, как детектив или доктор, специалист проводит тщательный анализ проявления неисправности, логически осмысливает ситуацию, выполняя для уточнения дополнительные исследования (электронные, программные тесты и т. п.) и идентифицирует причину неисправности. Далее ремонт заключается в устранении обнаруженной неисправности. Если, например, требуется регулировка, чистка или другая операция, pa6oтa выполняется с привлечением необходимых материалов и приборов. Если оказался неисправным элемент, вы должны либо заменить его, либо отремонтировать,

При появлении неисправности компьютер «сообщает» ее симптомы, содержащие ценную диагностическую информацию. Если вы умеете правильно разбираться в симптомах, они покажут ту общую область, где скрыта проблема. Компьютер, как правило, имеет дисплей, и часто симптом отчетливо наблюдается на его экране. Необычное изображение и определение его отличий от правильного, служат вполне достоверным симптомом.

Постепенный поиск неисправности, по существу, является процессом исключения вероятных причин. Прежде всего, проанализировав все полученные симптомы, исключают те из них, которые явно являются вторичными, и сосредотачиваются на тех симптомах, которые для данного случая являются первичными. Например, на дисплее внезапно появляется «мешанина» из разнообразных символов и знаков, черных и белых областей которую обычно называют «мусором». Конечно, прежде всего, необходимо убедиться в работоспособности видеосистемы и пока другие симптомы вам не нужны. Но иногда на экране появляется несколько симптомов. В таких случаях необходимо классифицировать их на первичные и вторичные. Разумеется, нужно проводить классификацию очень внимательно, так как можно принять первичный симптом за вторичный и наоборот. Если какой-то симптом не применим, его и связанные с ним схемы следует исключить из сферы поиска неисправности и только после этого можно переходить к следующему симптому. После анализа симптома и изучения технической документации, справочного материала о работе подозрительной схемы вы можете приступить к исследованию самой схемы. Для этого потребуются приборы, документация и диагностические программы. Целесообразно заранее подготовить необходимые средства и всегда иметь под руками.

Следующий этап в процессе исключения состоит в тщательном тестировании схемы, и здесь могут возникнуть две ситуации. Во-первых, схема может оказаться исправной. Независимо от вашего анализа симптомов, показавшего на схему как основную причину неисправности, она работает правильно и ее приходится исключать и числа предполагаемых причин неисправности. Приходится вернуться назад и вновь проанализировать симптомы. Однако нужно всегда помнить, что есть вероятность ложного прохождения контроля схемы, которая все же является причиной неисправности. При этом на схему придется посмотреть с другой более сложной стороны. Во-вторых, тестирование может обнаружить дефект в микросхеме, и вы должны выявить причину неисправности. После того как неисправность стала очевидной в процессе исключения, вы готовы к настоящему ремонту. Поиск завершен, и работу можно закончить.

С точки зрения поиска неисправности и ремонта все персональные компьютеры похожи друг на друга. Они содержат дисплей, процессор, операционную систему, статическую и динамическую память с произвольной выборкой разной емкости, микросхемы чипсета, реализующие системную логику, систему ввода-вывода, разнообразные схемы адаптеров устройств ввода-вывода. Среди оборудования периферийных устройств имеются модемы, дисковые накопители, клавиатура, различные блоки питания и т. д. Огромное число потенциальных приложений и доступных программ приводит к тому, что компьютеры кажутся различными. Однако автомобиль есть автомобиль, телевизор есть телевизор, а компьютер есть компьютер. Автомобиль предназначен для транспортировки, телевизор - для просмотра телепрограмм, а любой компьютер для выполнения программ. Когда компьютер останавливается, он прекращает выполнение программы. Поиск неисправности и ремонт компьютеров разных типов, в принципе, проводятся одинаково. Конструкция многих компьютеров аналогична. Внутренние компоненты часто одинаковы и тестируются одними и теми же способами. Общие ежедневные проблемы одинаковы во всех компьютерах. Несмотря на то, что схемы размещения в компьютерах различны, применение их остается одним и тем же. Способы замены компонентов идентичны во всех компьютерах. Любые персональные компьютеры одного и того же класса можно отремонтировать, применяя одни и те же способы и приборы. В целом, существует около десятка общих симптомов, показывающих на неисправность в схемах компьютера, есть множество других симптомов, появляющихся при неправильной работе программы.

Помимо общих аппаратных симптомов в конкретных компьютерах есть множество «специальных» симптомов. Их используют техники, ежедневно работающие в сервисных центрах фирм с конкретными компьютерами. По своему богатому опыту они знают, какие симптомы вызываются конкретными компонентами. Например специалист проверяет с помощью тестов монитор и обнаруживает, что графика выводится хорошо, но текст не выводится. По опыту работы с сотнями компьютеров техник знает, что неисправна, например, микросхема 74LS174 на видеоадаптере. He раздумывая, техник заменяет эту микросхему, на такую же исправную микросхему, и компьютер начинает нормально выводить и текст. Но такого типа быстрый ремонт могут провести только опытные техники на конкретных моделях компонентов компьютеров.

Ремонт сложных компонентов, например, системной платы и других сложных узлов, неквалифицированному персоналу часто не по силам. Но, тем не менее, это вполне реальное и очень интересное дело для специалиста, обладающего определенной квалификацией. Статистические данные, накопленные, в результате практической работы, по ремонту сложных цифровых электронных устройств и системных плат, и их анализ, позволяют с уверенностью утверждать, что в 70-80% случаев ремонт системных плат не связан с большими сложностями и заменой сверхбольших чипов. При ремонте довольно часто не требуется дорогостоящая паяльная станция, сложная контрольно-измерительная и диагностическая аппаратура. В качестве основных (встречающихся наиболее часто) причин неработоспособности системных плат были выявлены следующие дефекты:

- микротрещины в печатных проводниках;

- отсутствие контакта в разъемных соединениях;

- наличие токопроводящей пыли на контактах сверхбольших чипов и вследствие этого неполноценные логические уровни сигналов;

- отсутствие контакта в переходном отверстии платы;

- «уход» параметров транзисторов, резисторов, конденсаторов;

- пробой на землю или питание вывода микросхемы;

- некорректные установки в ячейках микросхемы CMOS-памяти;

- некорректные установки перемычек (джамперов).

Реже на практике встречаются следующие причины неисправности:

- отказ процессора;

- неисправность сверхбольшого чипа;

- испорченная информация в ПЗУ BIOS или флэш-памяти;

-отказ микросхем средней и малой степени интеграции.

Причины отказов могут быть и в сменяемых компонентах плат, в том числе неисправности в модулях DIMM, процессоре и др., которые можно легко заменить на исправные аналогичные элементы без выпаивания. Несмотря на кажущуюся простоту большинства дефектов, их поиск в реальных условиях требует от специалиста достаточно высокой квалификации, творческого подхода, жесткого соблюдения правил предосторожности, твердого следования детально продуманному плану поиска неисправности.

Надежность изделия определяется надежностью его составных частей и качеством сборки изделия. Фирмы, использующие дешевые, ненадежные комплектующие, применяющие в производстве «старые» технологии, персонал с низкой технологической грамотностью и дисциплиной, изначально закладывают в изделие повышенную вероятность отказа. Часто условия транспортировки, хранения, эксплуатации на месте использования, представляют собой дополнительные факторы, увеличивающие вероятность отказа изделия.

При ремонте, во время поиска неисправности, специалист получает неограниченный доступ к узлам компьютера. Он часто работает с ними при включенном электропитании, причем его действия в это время определяются только собственными соображениями и планами, а не жестко расписанной технологией и правилами. При отсутствии должной квалификации, при наличии определенной решительности и самоуверенности, во время проведения ремонтных работ могут быть внесены гораздо более серьезные неисправности, чем были до начала ремонта, и устройство может после этого оказаться полностью неремонтопригодным.

Основное правило при выполнении ремонтных работ, как и у медицинского персонала - не навреди! Не начинайте работу в состоянии повышенной нервозности и возбуждения, сначала успокойтесь и сосредоточьте свое внимание на объекте ремонта.

Действия при поиске неисправности сводятся к получению диагностической информации, ее анализу и планированию последующих действий, результатом которых является получение дополнительной диагностической информации. Используя эту информацию можно уточнить и скорректировать план следующего этапа работы. Последовательность этих действий должна вести к сужению области, в которой ведется поиск, и, в конечном счете, к обнаружению дефекта. Такой алгоритм действий позволяет на каждом витке поиска за счет анализа получать ответ на вопрос: а что делать дальше? И непрерывно, целенаправленно вести поиск до желаемого результата.

Недостаточная квалификация обслуживающего персонала, как правило, приводит к значительно большим потерям, чем недостаточная квалификация пользователей. Благодаря более глубоким знаниям и профессиональным навыкам обслуживающего персонала резко повышается эффективность (и безопасность) их действий при ремонте и модернизации оборудования, снижаются затраты на эксплуатацию и ремонт компьютерной техники, сводятся к минимуму проблемы и простои.

В нашей стране, как правило, обучение специалиста по ремонту компьютерной техники ведется гораздо серьезнее чем за границей. На курсах более глубоко изучаются принципы работы конкретного оборудования, рассматриваются принципиальные схемы, оригинальные методики и методы ремонта. Основные (базовые) знания обычно получают на Базовых курсах по ремонту и диагностике персональных компьютеров. Затем идет более глубокая специализация на курсах обучения по конкретным устройствам (мониторы, принтеры, системные блоки компьютеров и т. д.). Для подготовки системного инженера существуют специализированные курсы, охватывающие дополнительно вопросы системного и сетевого администрирования, сетевые технологии, операционные системы. Подготовка хорошего специалиста – это чередование процессов обучения на курсах с приобретением практического опыта на реальной работе на своем рабочем месте.

Кроме того обучение на курсах используют и для ускоренного освоения новых, появившихся на предприятии устройств. Самостоятельное изучение и освоение новых устройств обычно затруднено из-за отсутствия документации, отсутствия возможности “покопаться” в устройстве, а также из-за отсутствия времени на изучение. Не все специалисты склонны к самостоятельной работе по изучению сложных устройств, многим требуется для этого слишком много времени. На курсах освоение устройств ускоряется в десятки раз и гарантируется стандартный уровень подготовки специалиста, специалист получает практический опыт, необходимую учебную документацию, схемы, справочную и другую информацию.

 


Лицензия