Алгоритм - Учебный центр

Версия сайта для слабовидящих
Заполните форму ниже! Мы вам перезвоним!

Нажав на кнопку "Отправить", Я даю своё согласие на автоматизированную обработку указанной информации, распространяющейся на осуществление всех действий с ней, включая сбор, передачу по сетям связи общего назначения, накопление, хранение, обновление, изменение, использование, обезличивание, блокирование, уничтожение и обработку посредством внесения в электронную базу данных, систематизации, включения в списки и отчетные формы.


Почему нужно защищать информацию.

Почему нужно защищать информацию.

                Взрывной рост количества данных и информации, сохраняемых в цифровой форме, не ослабляется. По оценкам многих аналитиков ежедневно в мире создается более миллиарда файлов. По мере роста объемов данных, с которыми оперируют пользователи информационных систем, возрастают трудности успешного ведения бизнеса. Одной из важнейших задач для успешного функционирования ИС предприятия является обеспечение сохранности данных в сети. Так как эти цифровые данные являются жизненной силой, кровью большинства организаций, то безопасность данных - это основа грамотного ведения бизнеса.

                С данными могут произойти многие неприятности, такие как вирусы, казусы наподобие "проблемы 2000 года", сбои оборудования или природные катастрофы. Именно из-за выхода из строя систем хранения информации, по данным корпорации Intel, происходит 55% простоев серверов корпоративных сетей. А, как известно, простой сервера сети масштаба предприятия может принести крупной компании убыток в сотни тысяч, а то и в миллионы долларов. Поэтому в случае чрезвычайной ситуации, при которой данные могут быть утеряны, необходимо иметь возможности их скорейшего восстановления. Одним из наиболее распространенных и эффективных средств быстрого восстановления утерянных данных является организация системы резервного копирования. Таким образом, все эти диски требуют резервного копирования данных и сохранения носителей в безопасном месте. Причем процедура резервного копирования является жизненно важной для предприятия. Это намного больше, чем просто защита данных, это - защита бизнеса, потому что потеря данных может просто лишить вас этого бизнеса.

                Эффективность работ по обеспечению резервного копирования (и восстановления в случае необходимости отдельных файлов или всей системы хранения) зависит от оснащенности вычислительной системы комплексом аппаратно-программных средств и спланированных действий обслуживающего персонала. Свое влияние оказывают такие факторы, как оснащение сервера, операционная и файловая система, структура файлов, приложения, топология локальной и глобальной сетей, а также сети хранения, количество и тип ленточных накопителей, которые должны поддерживаться специализированным ПО.

                Какие факты необходимо учитывать, чтобы правильно  организовать «среду обитания» хранимых в вычислительной системе какой-либо компании файлов? Каково их влияние на эффективность бизнеса, и сколько денег стоит на них тратить?

Факт 1. Данные должны быть доступны. Доступность данных (availability) — характеристика, означающая ожидаемое количество времени, в течение которого доступ к данным происходит без ошибок. Измеряется в процентах. «Высокодоступными» называются системы, имеющие возможность либо быстро восстанавливать работоспособность после сбоя, либо не прерывать работу вообще. Обычно высокий уровень доступности обеспечивается за счет резервирования либо дублирования компонентов системы. Показатель доступности таких систем составляет от 99,999% до 99,99999% (от 8 часов до 5 минут простоя в год). Часто именно количество девяток после запятой используется для обозначения доступности системы.

Факт 2. Стоимость каждой следующей девятки увеличивает цену решения на порядок.

Факт 3. Стоимость простоя информационной системы предприятия можно просчитать. Во многих случаях при выходе из строя критически важных систем происходят также долговременные потери: утрата клиентов, потеря репутации, выход из строя других систем и т. д..

Факт 4. Данные стоят дорого. Стоимость данных — это стоимость их восстановления после полной или частичной потери. При этом потеря может означать не только уничтожение: данные, например, могут спокойно храниться на ленте, только лента может затеряться. Лента может быть под рукой, только накопители, которые могут ее прочесть, сняты с производства десять лет назад. И так далее.

                Можно предположить, что полная сумма убытков от потери данных составляется из собственно стоимости потерянных данных (если такое восстановление необходимо) и стоимости простоя подразделений, работа которых зависит от доступности этих данных.

                Очевидно, что расчетное время восстановления работоспособности системы, а, следовательно, и суммарная стоимость решения зависят также от стоимости восстановления потерянных данных. Возможно, что на какие-то данные легче махнуть рукой. Или для обеспечения рентабельного уровня доступности данных вполне может хватить не очень сложной системы местного производства.

Факт5. Бизнес должен быть непрерывным. Конечно, крупные компании обычно имеют стандартизованную политику обеспечения работоспособности предприятия (Business Continuity Plan, BCP), частью которого является план обеспечения доступности данных. Вы можете принять подобную процедуру в своей фирме, а можете просто следовать нормальному здравому смыслу.

                По данным опроса 165 сотрудников компаний (Источник: Optimize Magazine), имеющих BCP, наиболее часто в таких планах описываются действия на случай (в порядке убывания значимости):

-         выхода из строя вычислительных центров;

-         выхода из строя каналов связи (в т. ч. с Интернетом);

-         необходимости переноса операций в другое место;

-         потери данных о клиентах или финансовых данных;

-         потери физических ресурсов;

-         потери человеческих ресурсов;

-         угрозы интеллектуальной собственности;

-         негативного влияния на образ торговой марки;

-         загрязнения окружающей среды;

-         обесценивания акций.

                При составлении плана следует учитывать, что меньше 5% всего времени простоя приложений вызывают катастрофы. Простой может вызывать зависание системы, программная ошибка, атака сайта, отключение питания, вирусы или неисправность какой-нибудь копеечной детали.

Факт 6. Стоимость администрирования играет важную роль. В презентациях сотрудников зарубежных фирм очень большое внимание обычно уделяется удобству и стоимости администрирования системы; часто снижение стоимости администрирования представляется как самостоятельное конкурентное преимущество. В России, с ее избытком относительно квалифицированных кадров, зарплата системных администраторов в несколько раз ниже.

Факт 7. Основные деловые задачи сетевого хранения данных:

-         повышение доступности данных в любых ситуациях;

-         упрощение администрирования;

-         экономия при росте объемов деловых данных (масштабировании).

Основные понятия, используемые при копировании данных

           Репликация ("replication" в переводе с английского языка - копирование, дублирование, повторение)  - это процесс, в ходе которого данные копируются из одной системы хранения данных (СХД) во множество других и наоборот. При этом копия исходных данных называется репликой. Целью репликации, включая подготовку и сохранение данных с использованием специальных форматов, является:

-         защита данных при помощи создания резервных копий файлов на случай возможной потери основной копии файла из-за ошибок оператора, повреждений компьютерными вирусами, физических сбоев в работе оборудования и др.;

-         сохранение потерявших свою актуальность файлов, например, оригиналов документов, чтобы соблюсти требования государственных и ведомственных нормативных актов;

-         снижение непродуктивной нагрузки на оборудование, которое хранит исходные данные (тестирование, разработка нового ПО, резервное копирование и т.д.).

Традиционно выделяют несколько типов классификации репликации:

-         по месту хранения копий исходных данных: локальная репликация (в пределах одной системы хранения данных) или удаленная репликация (между различными СХД);

-         по методу синхронизации данных при последующем обновлении: синхронная репликация (изменения вносятся одновременно в исходные данные и его реплики) или асинхронная репликация (реплики обновляются с некоторой задержкой после изменения исходных данных).

В области резервного копирования и архивирования данных наблюдается серьезная путаница в терминологии. Это касается публикаций не только в российской, но отчасти и в западной прессе, И даже многих руководств по продуктам. Обычно все, что хранится на внешних носителях (всех, кроме жестких дисков), называют резервными копиями (backup), что не совсем верно. Следует отличать несколько понятий.

                Резервное копирование данных (backup) — это процесс создания избыточных копий файлов и каталогов, находящихся на локальных дисках, на сменные носители, обычно магнитные ленты (но могут быть и магнитооптические диски, и другие устройства) для быстрого восстановления работоспособности информационной системы в случае возникновения аварийной ситуации, повлекшей за собой повреждение или утрату данных. Подобные копии хранятся на сменных носителях в течение определенного срока, после чего вновь перезаписываются. Резервное копирование является ключевым элементом защиты от аварий и умышленной или неумышленной потери данных и  одним из методов поддержания отказоустойчивости вычислительной системы, в том числе, и отдельного ПК и целой вычислительной сети. Резервное копирование (backup) предназначено для хранения на носителях информации, чтобы ее можно было восстановить (restore) при потере или порче на основном носителе (винчестере). Так, при поломке сервера операционную систему и все данные на момент последнего резервного копирования можно восстановить на другом сервере. Или при непредумышленном удалении нужный файл можно восстановить с резервной копии. Резервное копирование чаще всего планируется на ежедневной основе. При этом любые новые файлы, или файлы, измененные с момента последнего копирования, оказываются на лентах, так что они будут доступны для восстановления на диск. Большинству обслуживающих вычислительные системы специалистов, и в первую очередь администраторов вычислительных сетей, известны особенности технологии осуществления резервного копирования. И, конечно, им знакомы три основных метода резервного копирования данных: полное, инкрементальное и дифференциальное, выбор которых и эффективное их сочетание позволяют сократить время на выполнение процедур резервного копирования, но при этом сохранить все копии, которые могут потребоваться для восстановления данных, по каким-либо причинам утерянных или поврежденных.

                Архивирование (archive) служит для целей хранения информации в процессе ее создания и обработки. Архивирование обычно выполняется над данными, ассоциированными с конкретным проектом, а не с системой в целом. В отличие от резервного копирования (backup), пользователи обычно сами инициируют процесс архивирования данных по мере необходимости. Например, при проектировании какого-то узла машины с помощью программы САПР каждый этап архивируется. При обнаружении каких-либо недостатков конструкции это позволит в любой момент осуществить откат на более раннюю версию и продолжить работу с ней. К тому же если понадобится сделать схожий проект, то наличие архива серьезно облегчит задачу. Архивирование просто необходимо при работе с финансовыми и деловыми документами. С помощью операции разархивирования (retrieve) всю старую документацию можно получить в любой момент. Долгое время многие предприятия рассматривали архивирование как часть резервного копирования, единственное отличие которого от «нормального» резервного копирования заключалось в том, что файлы должны были храниться длительное время. Особую роль играли долгосрочные архивы, откуда регулярно требовалось извлекать отдельные файлы, и поэтому они должны были обеспечивать короткое время доступа. Для таких приложений использовались оптические решения резервного копирования, такие как библиотеки CD/DVD-ROM или магнитно-оптические библиотеки.

                Оперативное хранение информации. Носители на базе магнитооптики или магнитной ленты могут работать идентично винчестерам, т. е. хранить информацию таким образом, что пользователи имеют к ней интерактивный доступ. Но поскольку по своим характеристикам такие носители значительно уступают жестким дискам, их редко используют в качестве первичных. Обычно им отводят роль носителей второго (магнитооптика) и третьего уровня (магнитные ленты) в системах иерархического хранения информации (Hierarchical Storage Manager, HSM). В таких системах файлы, к которым долгое время никто не обращался, перемещаются (мигрируют) с винчестеров на носители второго, а далее и третьего уровня. При обращении пользователя к файлу, находящемуся на носителе второго или третьего уровня, информация возвращается на винчестер. Иерархическое хранение позволяет сэкономить значительные деньги в случае больших объемов информации.

                При всем сходстве базовых принципов (особенно резервного копирования и архивирования) они предъявляют несколько разные требования к аппаратному и, в особенности, программному обеспечению.

Следует учитывать и то, что выдвигаются новые требования к хранению электронных данных, которым часто отвечают только специализированные решения архивирования. Согласно многочисленным правовым нормам предприятия должны хранить часть своих данных очень долгое время, а подразделения ИТ обеспечивать государственным органам доступ к необходимым им данным. Один из опросов, проведенных Ассоциацией производителей систем сетевого хранения данных (Storage Networking Industry Association, SNIA) показал, что 80% предприятий располагают информацией, которая не подлежит утрате более 50 лет. Около 70% компаний обязаны хранить данные отдельных типов даже до 100 лет. По этой причине решение архивирования должно поддерживать максимально возможное число стандартных форматов данных и без проблем перемещать их в случае перехода на новые платформы хранения данных.

                Восстановление старых данных, к примеру, электронного письма трехлетней давности, может занять длительное время и потребовать значительных издержек и затрат. Предприятиям все чаще приходится сталкиваться с подобными проблемами в ходе судебных разбирательств. Чтобы соответствовать подобным требованиям, помимо системы резервного копирования они стараются поддерживать и систему архивирования. Исследование «Управление жизненным циклом информации 2007», которое провела компания Luenendonk, показало, что в Германии предприятия считают «управление контентом, архивирование и управление данными» третьей по важности темой для крупнейших ИТ-проектов на ближайшие два года.

                Во время архивирования данные в соответствии с различными критериями переносятся с первичных накопителей на другие устройства хранения (типичными носителями являются компакт-диски, DVD, UDO, жесткие диски и ленты). Эта операция производится как с целыми файлами (архивирование файлов, к примеру, отдельных документов), так и со специфическими данными из баз данных отдельных приложений (архивирование приложений, в частности электронной почты и массивов данных ERP).

 


Лицензия