К революционными событиями в развитии LCD-мониторов относится и технология компенсации времени отклика, практически избавившая LCD-мониторы от недостатка, считавшегося непреодолимым – их инерционности. Новые технологии претерпевают и медленные эволюционные процессы, которые не менее важны для совершенствования LCD-мониторов.
В обычных ЖК-панелях в момент отображения кадра на ячейку управляющую пикселом сразу подается постоянное напряжение, соответствующее требуемому цвету и определяющее соответствующее положение кристаллов ячейки (рис. 1). Время переключения кристаллов в этом случае зависит от их положения в предыдущем кадре и положения, в которое им требуется переключиться в текущем (скорость поворота кристаллов непосредственно зависит от приложенного к ЖК-ячейке напряжения, т. е. чем меньше угол, на который их требуется развернуть при смене кадров, тем меньше и приложенное напряжение, и скорость поворота). В результате время отклика матрицы не постоянно, и сильно зависит от того, между какими цветами ей требуется переключиться (иногда оно может достигать 100 мс).
Технология компенсации времени отклика (RTC, Response Time Compensation) устраняет этот недостаток. Суть технологии RTC, состоит в том, что при необходимости изменить состояние ячейки пиксела ЖК-панели, на него на короткое время подается «разгонный» импульс напряжения, заставляющий кристаллы поворачиваться с максимально возможной скоростью. В тот момент, когда кристаллы ячейки достигают нужного положения, импульс прекращается, и на ячейку подается напряжение, необходимое для удержания этого положения. Этот способ очевиден и давно известен (рис. 2).
Рис. 1. Рис. 2.
Но реализация этого простого способа на практике сопряжена с рядом серьезных трудностей. Дело в том, что в существующих ЖК-панелях невозможно точно задать длительность «разгонного» импульса, поскольку просто нет необходимого для этого доступа (к произвольному пикселу в произвольный момент времени), так как сигнал развертки обходит матрицу пикселов со строгой периодичностью, что жестко фиксирует длительность импульса. Причем это не, всегда привычные 60 или 75 Гц, задаваемые видеокартой компьютера, частота собственной развертки матрицы может быть и иной, а пересчет между двумя частотами будет выполнять электроника монитора. Поэтому приходится варьировать не длительность, а амплитуду разгонного импульса, причем она должна быть такова, чтобы за один период развертки кристаллы достигли нужного положения. А по истечении этого периода электроника как раз получит возможность сменить напряжение на ячейке с «разгонного» на номинальное «удерживающее». Кроме того, зависимость нескомпенсированного времени отклика (а именно исходя из него выбирают амплитуду компенсирующего разгонного импульса) от оттенков, между которыми происходит переход, является достаточно сложной функцией (не только не линейная, но и для большинства типов панелей немонотонная, например, для TN+Film-матриц время переключения с черного на средне-серые оттенки больше, чем время переключения на светло-серые или темно-серые оттенки). Причиной этого является то, что на время отклика влияют сразу несколько факторов:
- вязкость кристаллов, которая зависит от температуры матрицы,
- необходимый угол поворота,
- сила, возвращающая кристаллы в начальное положение,
- приложенное к ячейке напряжение, которое определяет скорость поворота кристаллов и, в свою очередь, определяется необходимым углом поворота.
Рассчитывать величину разгонного импульса схеме монитора практически не реально, поэтому в нее просто закладывается готовая таблица. В такой схеме возможны два типа ошибок – или амплитуда разгонного импульса слишком мала, или она слишком велика. В первом случае мы наблюдаем привычное для LCD-мониторов «смазывание», которое хоть и стало меньше количественно, но качественных изменений не претерпело. Во втором случае, из-за завышенной амплитуды импульса, кристаллы успевают проскочить заданный угол, т. е. в момент снятия импульса и перехода к постоянному уровню напряжения соответствующий пиксел оказывается светлее (если его яркость менялась в сторону увеличения), или же темнее чем он должен быть (если она менялась в сторону уменьшения). Из-за этого, например, черный объект, движущийся по серому фону, в таком случае будет оставлять за собой светлую тень (эффект, наблюдающийся только на матрицах с компенсацией времени отклика).
Все вышесказанное относится к прошлому теории новой технологии, когда на рынке только-только появились первые мониторы с компенсацией времени отклика. Сейчас технология RTC, во-первых, затронула все существующие типы матриц, во-вторых, реализована в большом количестве моделей самых разных фирм, что дает покупателям хорошие возможности выбора. Отличить мониторы с компенсацией времени отклика от их устаревающих предшественников можно по заявленным характеристикам (малое заявленное время отклика):
- от 6 до 12 мс для MVA- и PVA-матриц (без компенсации — не менее 16 мс),
- 6 мс для S-IPS-матриц (без компенсации — минимум 16 мс),
- не более 6 мс для TN+Film-матриц (без компенсации — не менее 8 мс).
Таким образом, если монитор на базе TN+Film-матрицы с паспортным временем отклика 4 мс, то он наверняка имеет компенсацию времени отклика, если монитор на том же типе матриц с откликом 8 мс, то он такой компенсации не имеет.
Время отклика у старых мониторов измерялось по стандарту ISO13406-2 (время отклика определяется как суммарное время переключения с черного цвета на белый и обратно). Время отклика у новых мониторов измеряется несколько иначе, чем у старых, дело в том, что технология компенсации в силу принципа своего действия эффективна только на полутонах, а вот на переходах между черным и белым новые матрицы демонстрируют такую же скорость, как и старые. Если измерять время отклика новых матриц согласно ISO 13406-2, оно ничем не будет отличаться от старых, а потому для покупателя преимущество новой модели монитора будет совершенно неочевидно. Поэтому для мониторов с компенсацией времени отклика принята новая методика измерения, в которой паспортным временем отклика считается среднее арифметическое времен переключения между различными полутонами. Как правило, поскольку измеряется время переходов между разными оттенками серого, обозначается оно как Gray-to-Gray (GtG): если в характеристиках монитора после времени отклика вы видите пометку «GtG», то это с большой вероятностью означает наличие в нем компенсации времени отклика.
Методика измерения среднего времени отклика по переходам между полутонами на данный момент является общепринятой (хотя она и не стандартизована). Расхождения между изготовителями существуют в выборе полутонов — скажем, компания EIZO вычисляет время отклика как среднее арифметическое времен переходов между семью полутонами (итого 42 перехода), а компания ViewSonic — между всеми 256 полутонами (итого больше 65 тыс. переходов). Соответственно при такой разнице в методиках могут отличаться и результаты даже для одинаковых матриц (примером тому служит монитор ViewSonic VX924). Для этого монитора изначально было заявлено время отклика 4 мс, однако после уточнения методики измерения (когда компания перешла от измерений с шагом между полутонами 16 к единичному шагу, т. е. к тем самым 65 тыс. переходов), паспортное время отклика было снижено до 3 мс (естественно, сам монитор при этом никаких изменений не претерпел).
Новая методика на самом деле показала, что новые матрицы действительно серьезно превосходят своих предшественников, а новая методика измерения времени отклика (как среднего времени перехода между полутонами), хоть и не идеальна, но характеризует монитор значительно лучше старой, учитывающей суммарное времени переключения с черного на белый и обратно.
Технология одинакова для всех типов матриц, поэтому и эффект она дает сравнимый, а потому их позиция друг относительно друга не изменились. Но если сравнить их результаты с матрицами старого типа, без компенсации времени отклика, то новые мониторы в реальности оказываются в два, а то и в три раза быстрее.