Потребности ИТ-отрасли.
По данным исследовании общее количество выпускников отечественных вузов по специальностям, связанным с информационными и телекоммуникационными технологиями составляет около 60-70 тыс. человек, а суммарная текущая потребность в новых ИТ-специалистах, по независимым оценкам, превышает 180 тыс. человек в год. Таким образом, разрыв между спросом и предложением ИТ-кадров продолжает увеличиваться.
В условиях быстрого экономического роста в сфере ИТ особенно обостряется качественный дефицит кадров. В условиях быстрого роста и расширения бизнеса компаний, как правило, растет и потребность в квалифицированном ИТ-персонале. С изменением экономической и рыночной среды возникают потребности в существенно новых ИТ-решениях, а потому и в новых квалификациях ИТ-специалистов. Ограниченность кадровых ресурсов часто называется среди факторов, сдерживающих развитие ИТ-отрасли в целом. Дефицит технических специалистов и менеджеров в сфере ИТ не только качественный, но и количественный. Между тем инвестиции в обучение своих сотрудников остаются рискованными, а потому некоторые руководители считают их неоправданными. Действительно, развитие российской экономики дополнительно стимулирует процессы трудовой миграции, а расширение и без того динамичных партнерских связей как между компаниями-заказчиками, так и внутри каналов ИТ-компаний провоцирует «войну за кадры».
Нехватка специалистов ощущается практически во всех сегментах, и реально существует несколько сценариев решения кадровых проблем. Так, технических специалистов столичные компании часто получают за счет региональных компаний.
Между тем можно говорить о наметившихся изменениях в классической миграционной схеме: происходит отток специалистов из регионов в крупные города, и в первую очередь в Москву и Санкт-Петербург, а оттуда и за рубеж. Многие склоняются к тому, что последнее звено этой цепочки утратило свою актуальность, и трудоустройство за рубеж уже не так привлекательно для отечественных ИТ-специалистов. Считается, что отток квалифицированных специалистов (за исключением программистов) на Запад практически прекратился, поскольку уровень оплаты труда в таких городах как Москва почти догнал общемировой уровень. Но истоки этой тенденции не только в «денежном факторе», но и в изменении в лучшую сторону уровня жизни в России. В последнее время появилось достаточно много «возвращенцев». Россия стала весьма интересным рынком для экспатриантов, особенно из Восточной Европы. Так что, правильнее было бы говорить не об оттоке, а о некоем круговороте специалистов.
Относительно традиционной проблемы миграции из регионов в столицы можно сказать, что и здесь ситуация, тоже, начинает меняться. В прошлом году наметилась обратная тенденция, когда грамотных специалистов приглашают работать в регионы, и при этом уровень заработной платы для ведущего персонала здесь иногда даже выше, чем в столице. Сейчас нехватка квалифицированных кадров в регионах ощущается острее, чем в Москве или Питере.
Перетекание кадров идет не только по вертикали — из регионов в мегаполисы, но и по горизонтали, и проблема защиты своих кадров от «переманивания» конкурентами, партнерами или заказчиками остается весьма насущной. При этом универсального рецепта защиты не существует. В некоторых случаях компании стараются заключить «джентльменское соглашение». Например сертифицированные специалисты Cisco известны в индустрии, и, конечно, есть немало случаев перехода этих работников из одной компании в другую, ведь диплом и сертификация востребованы и стоимость такого специалиста высока.
Другая проблема — отток специалистов отрасли, в частности из компаний-интеграторов к заказчикам сейчас уже теряет свою остроту. Переход специалиста от интегратора к заказчику не вписывается в схему карьерного роста, покольку сфера деятельности сужается, возможностей для профессионального роста становится существенно меньше. Свою роль, играет и то, что заказчикам за редким исключением, сложно мотивировать специалистов доступностью самых современных технологий и продуктов, поскольку они вынуждены ограничиваться уже имеющимся парком оборудования, которое неизбежно устаревает. В большинстве случаев у заказчиков работа нудная и ведет к постепенной дисквалификации специалистов. Грамотные работники уходят с рынка и теряют свою квалификацию: отработаешь системным администратором в фирме, где загрузка пять минут на день, и через два года как специалист ты никому не интересен (есть выход - периодическое повышение квалификации на краткосрочных курсах). Отсутствие у себя достаточного количества специалистов, быстрорастущие предприятия могли бы возмещать, прибегая к аутсорсингу. В теории это было бы особенно полезно для представителей среднего бизнеса. Однако на практике эта модель привлечения дефицитных кадровых ресурсов не пользуется популярностью у отечественных предприятий ( возможно, за исключением наиболее крупных и зрелых).
С другой стороны, некоторые заказчики, хотя и стремятся к созданию собственных ИТ-подразделений с целью экономии средств на аутсорсинге, готовы тратить свои финансовые ресурсы на содержание высококвалифицированных специалист и предпочитают менее грамотных, зато более дешевых работников. Модели успешных западных сервис-ориентированных компаний основываются на том, что стоимость рабочей силы в этих странах высока, и очень часто аутосорсинг выгоднее, нежели организация соответствующего подразделения внутри компании. В наших же условиях соображения безопасности и экономии заставляют компании иметь собственные сервисные подразделения. Тяжело убедить заказчика потратить деньги на сервис, доказать ему, что эти расходы oбоснованы. Впрочем, чем сложнее становятся технологии, тем сложнее заказчику организовать достаточный уровень сервиса внутри компании собственными силами. В этих условиях у сервисной компании появляется хороший шанс предложить заказчику тот уровень сервиса, который он у себя создать просто не сможет.
Однако по-прежнему остается актуальной проблема переманивания квалифицированных кадров конкурентами. Страх перед уходом специалистов настолько силен, что компании, особенно региональные, боятся вкладывать деньги в их обучение, считая такие инвестиции необоснованными. Вместе с тем способы защиты вложений в повышение квалификации персонала существуют, хотя, безусловно, не дают 100-процентной гарантии.
Обучая специалистов можно защищать свои инвестиции в образование, прописывая соответствующие условия в трудовом соглашении. Конечно, если человек захочет из компании уйти, он уйдет, и вместе с ним потеряется какая-то часть этих инвестиций.
Нужно использовать соответствующие статьи Трудового кодекса и подписывать дополнительные соглашения с сотрудниками, в которых оговариваются условия оплаты обучения и обязательства специалиста. Однако надо учитывать, что новый работодатель, как правило, не раздумывая оплатит обязательства квалифицированного работника, поскольку сразу получит готового специалиста с опытом. При этом бывшему работодателю потребуется много времени и денег на поиск замены и подготовку нового человека. Правильнее не экономить на обучении, а иметь запас обученных и сертифицированных специалистов. Кроме того, обучение есть важнейшая составная часть системы мотивирования персонала. Финансовый рычаг можно использовать и другим способом, например, в некоторых компаниях, сотрудникам предлагается беспроцентный кредит на их обучение, а после его прохождения и повышения эффективности работы адекватно поднимается заработная плата. Конечно далеко не все сотрудники готовы идти по такому пути, но именно в этих фирмах и складываются хорошие команды профессионалов. Просто же обучение сотрудника «за дядины деньги» приводит к тому, что сотрудники перестают адекватно ориентироваться в этом непростом мире.
Большое значение имеет и психологический климат в компании. Если отношения между работником и работодателем соответствуют принципу «сколько волка ни корми, все равно в лес смотрит», то компания обречена создавать сложные заградительные системы, чтобы свежеобученный сотрудник не сбежал к конкуренту с новыми знаниями на зарплату побольше.
Проблема утечки кадров не потеряет актуальности по крайней мере до тех пор, пока не будет решена проблема дефицита квалифицированных ИТ-специалистов в целом. Впрочем, в сегодняшней ситуации есть и плюсы. ИТ-специалисты сейчас особенно востребованы в силу общего экономического роста и глубоких перемен, происходящих в национальной экономике в целом. «Информационной» и «сервисной» экономике нужны другие знания и навыки, нежели экономике добывающей или индустриальной. Сфера ИТ продолжает активно развиваться, привлекая способных и квалифицированных людей. В этих условиях абсолютизация тезиса о дефиците ИТ-кадров, препятствующем росту, представляется спорной.